top of page

УДК

338.43(470)

DOI

10.53988/24136573-2021-04-03

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Меденников В.И. Влияние пандемии на качество информационных научно-образовательных ресурсов агровузов // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 42. С. 28-35. DOI: 10.53988/24136573-2021-04-03

Medennikov V.I. The impact of the pandemic on the quality of information scientific and educational resources of agricultural universities // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 42, pp. 28-35. DOI: 10.53988/24136573-2021-04-03

Технические, экономические науки
Technical, economic sciences
МЕДЕННИКОВ В.И.

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АГРОВУЗОВ

Меденников Виктор Иванович – доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, Вычислительный центр имени А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва, Россия.
Email: dommed@mail.ru
SPIN-код: 4144-2147

annotation

В статье анализируются результаты мониторинга состояния и объемов аграрных информационных научно-образовательных ресурсов, представленных в Интернет-пространстве на сайтах агровузов, на основе разработанной соответствующей анкеты. Показатели, включенные в анкету, выбраны аналогичными показателям, применяемым для обследования состояния и объемов данных ресурсов в предыдущие обследования, для анализа их и сравнения в динамике как в количественном, так и в качественном выражении, в частности, для оценки влияния пандемии на данные процессы и выработки предложений ускоренного продвижения к интеграции их, исходя из потребностей в информационных научно-образовательных ресурсах всех слоев пользователей: студентов, преподавателей, ученых, будущих абитуриентов, госорганов, товаропроизводителей, других категорий населения.

Keywords

Агровузы; научные ресурсы; пандемия; мониторинг.

MEDENNIKOV V.I.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE QUALITY OF INFORMATION SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES OF AGRICULTURAL UNIVERSITIES

Viktor I. Medennikov – Doctor of Technical Sciences, Leading Researcher, Federal Research Center “Information and Management” of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Email: dommed@mail.ru

Annotation

The article analyzes the results of monitoring the state and volumes of agrarian information scientific and educational resources presented in the Internet space on the websites of agricultural universities, based on a corresponding questionnaire developed. The indicators included in the questionnaire were selected similar to those used to survey the state and volume of these resources in previous surveys, to analyze them and compare them in dynamics both in quantitative and qualitative terms, in particular, to assess the impact of the pandemic on these processes and development of proposals for accelerated progress towards their integration, based on the need for information scientific and educational resources of all strata of users: students, teachers, scientists, future applicants, government agencies, manufacturers, and other categories of the population.

Keywords

Agricultural universities; scientific and educational resources; pandemic; integration of information resources.

Article text

В данной статье рассмотрим результаты мониторинга состояния и объемов аграрных информационных научно-образовательных ресурсов (ИНОР), представленных в Интернет-пространстве на сайтах сельскохозяйственных ВУЗов, исходя из разработанной в [1] концепции единого информационного интернет-пространства научно-образовательных ресурсов (ЕИИПНОР) и методики обследования состояния и объемов ИНОР. Так, в результате исследований было выделено следующее множество обобщенных видов ИНОР: разработки, публикации, пакеты прикладных программ (ППП), базы данных (БД), консультационная деятельность, нормативно-правовая информация (НПИ), дистанционное обучение (ДО). При этом путем онтологического моделирования содержимого сайтов НИИ и ВУЗов были получены цифровые стандарты форм хранения ИНОР в виде: неупорядоченный каталог (список), упорядоченный каталог, неупорядоченное полноформатное представление и упорядоченное полноформатное представление. Перечень ВУЗов в количестве 54 взят с сайта Минсельхоза. В данной работе из-за недостатка места приведем результаты мониторинга ИНОР лишь на уровне ВУЗов, хотя исследования показали, что ИНОР активно отображаются и на уровнях кафедр, факультетов, что является следствием неиспользования при разработке сайтов такого мощного инструмента, как системы управления базами данных (СУБД), а также несистемного подхода к данному процессу. Тем не менее, в обсуждении результатов отразим представление ИНОР на уровнях кафедр и факультетов. В файле, прилагаемом к статье, приведены объемные и качественные характеристики ИНОР на сайтах сельскохозяйственных ВУЗов в количественном выражении за период 2013 г., 2016 г. и 2 квартал 2021 г.

Проанализируем теперь тенденции состояния и объемов ИНОР, дадим сравнение в динамике как в количественном, так и в качественном выражении их с комментариями по отдельным организациям в сопоставлении с аналогичными данными исследований ИНОР за 2013г., 2016г. и 2021г.

Разработки. В 2013г. 85% ВУЗов представляли на сайтах информацию о разработках, в 2016г. – аналогично 46 из 54 ВУЗов (85%). При этом прирост разработок составил 93,6%, но этот прирост обеспечили только 10 ВУЗов, остальные либо сократили, либо вообще прекратили публиковать информацию о разработках. Стоит отметить, что на ряде сайтов появились уже электронные каталоги и полноформатное представление разработок. Правда, это связано с размещением на сайтах всего трех ВУЗов каталогов разработок, а не с размещением информации о них в СУБД. В 2021г. эти ВУЗы прекратили публиковать данную информацию, но появились шесть новых лидеров, резко увеличившие размещение на сайтах неупорядоченное полноформатное представление до 567 экземпляров. Но исчезли полностью и электронные каталоги, и полноформатное представление разработок со значительным снижением экземпляров в неупорядоченном каталожном списке.

Публикации. В 2013году 93% ВУЗов представляли на сайтах информацию о публикациях, в 2016году – уже 89%, то есть 48 из 54 ВУЗов. При этом прирост публикаций произошел только на кафедрах (3,3%), на факультетах произошло существенное снижение (в 2,6 раз), на уровне ВУЗов снижение еще больше (в 6,5 раз). Снижение произошло за счет следующих ВУЗов: Брянский ГАУ, Великолукская ГСХА, Горский ГАУ, Кубанский ГАУ, Омский ГАУ. Стоит отметить, что в Кубанском ГАУ появились уже и электронный каталог, и полноформатное представление публикаций. В 2021г. пандемия заставила резко изменить структуру эволюционно развивающиеся формы хранения публикаций. Так, на рынке появилось большое количество электронно-библиотечных систем (ЭБС), на которые стали ориентироваться аграрные ВУЗы: ИРБИС64, ИРБИС64+, «Руслан», Марк Web, «МегаПро», «Буки», «Znanium», «Юрайт», «IPRbooks», «AgriLib», «Сетевая электронная библиотека аграрных вузов» на базе издательства «Лань» (свыше 8000 книг) и еще ряд менее используемых.

Соответственно, произошел резкий рост публикаций в электронной каталожной форме до 55082 экземпляров и в форме полноформатного представления публикаций до 21114 сотрудников и учащихся ВУЗов. Большинство из перечисленных ЭБС поддерживают лишь электронные каталоги. Обращаем на этот факт внимание, поскольку в указанных ЭБС значительное количество публикаций других организаций, а не только рассматриваемого ВУЗа. При этом начался процесс снижения количества публикаций в доминирующих до того формах. В целом как в разработках, так и в публикациях картина пестрая, не чувствуется ничьей координирующей руки. При этом доступ к ЭБС возможен только при наличии паролей, лишь к некоторым в качестве гостя к каталожным формам.

Базы данных. В 2013 году только 7 ВУЗов представляли на сайтах информацию о БД (12%), в основном, в виде неупорядоченного каталожного списка, и 6 ВУЗов в 2016 году (11%). В 2016 году произошел резкий скачок в количестве – в 24,7 раза. Два ВУЗа: РГАУ–МСХА разместила на сайте (только на уровне ВУЗа) 145 баз данных в виде электронного каталога и Кубанский ГАУ (538, из них на кафедрах – 4, факультетах –7, на уровне ВУЗа – 527) в виде неупорядоченного списка, проверить которые на работоспособность невозможно. В 2021г. произошла почти полная деградация (обнуление) этого вида представления знаний, лишь на сайтах трех ВУЗов продолжает по инерции находиться информация о семи БД в виде неупорядоченного каталожного списка.

ППП. В 2013 году только 10 ВУЗов представляли на сайтах информацию о пакетах прикладных программ (ППП) (17%), в основном, в виде неупорядоченного каталожного списка (80 на уровне кафедр и 42 на уровне ВУЗа) и 13 ВУЗов в 2016 году (24%). В 2016 году также произошел резкий скачок в количестве – в 7,5 раза до 151 на уровне кафедр и 828 на уровне ВУЗа. Пересечение двух списков ВУЗов минимально – лишь два ВУЗа продолжали публиковать и в 2013 году, и в 2016 году на сайтах информацию о ППП: Кубанский ГАУ и Оренбургский ГАУ. В 2021г. произошла почти полная смена лидеров, Кубанский ГАУ и Оренбургский ГАУ перестали публиковать ППП, зато Ставропольский ГАУ занял львиную долю этого вида представлений знаний на уровне кафедр (50 из 57), а Рязанский ГАТУ и Башкирский ГАУ – на уровне ВУЗа (13 и 7, соответственно). Проверить их работоспособность также невозможно. Стоит отметить, что на сайтах нет ни одной разработки в онлайн-режиме: ни ППП, ни БД. Это связано с тем обстоятельством, что в настоящее время подавляющее большинство провайдеров не предоставляет услуг по использованию оптимизационных и статистических ППП, нет даже Excel. Отдельные провайдеры предоставляют услуги лишь по использованию СУБД.

Дистанционное обучение. В 2013 году только пять ВУЗов представляли на сайтах информацию об экземплярах ДО свыше одного, в основном, в виде неупорядоченного каталожного списка и шесть ВУЗов в 2016 году также в этом виде. В 2016 году произошел резкий скачок в количестве – почти в 2 раза с 620 до 1194. Пересечение двух списков ВУЗов пусто. Это также говорит о том, что представление на сайтах ИНОР отдано на усмотрение (фантазии) разработчиков. В 2021г. произошел резкий скачок в количестве в обратную сторону – с 1194 до 11. Основная причина этого – пандемия, которая заставила руководство ВУЗов внедрять специальный сервис ДО, вход в который стал возможен только по паролю, получаемому в определенных подразделениях учреждений.

Консультационная деятельность. В 2013 г. в основном только на сайте Рязанского ГАТУ был представлен этот вид деятельности (51 консультант), связанный с тем, что в Рязани, в свое время, активно работала информационно-консультационная служба. В 2016г. произошел резкий скачок, как в количестве консультантов – в 3,5 раза, так и количестве ВУЗов – свыше 14. В Рязанском же ГАТУ остался один консультант. При этом на кафедрах в 2016г. появилась информация о 189 консультантах (из них 9 в форме электронного каталога, остальные – неупорядоченного каталожного списка), почти исчезнувшая уже в 2021г. (один консультант в форме неупорядоченного каталожного списка). На факультетах, наоборот, с семи в 2013г. наблюдается снижение до четырех в 2016г. с резким ростом до 37 консультантов в 2021г. И все в форме неупорядоченного каталожного списка. На уровне ВУЗа наблюдается аналогичная динамика: 62 в 2013г., 216 в 2016г. (из них 43 в форме электронного каталога, остальные – неупорядоченного каталожного списка) и 76 в форме неупорядоченного каталожного списка в 2021г. Здесь пандемия сыграла отрицательную роль, оставив лишь информацию в форме неупорядоченного каталожного списка со значительным снижением количества консультантов.

Нормативно-правовая информации. В 2013 г. на сайтах 39 ВУЗов появилась данная информация. При этом в виде неупорядоченного каталожного списка 299 экземпляров, в виде неупорядоченного полноформатного электронного представления – 936 и виде упорядоченного полноформатного электронного представления 1385. В 2016 г. произошло резкое сокращение, соответственно, с 299 до 65, с 936 до 328 и с 1385 до 19. Это связано, видимо, с большой сложностью сопровождения этого вида информационного ресурса, особенно без наличия СУБД. В 2021 г., наоборот, наблюдается резкий рост экземпляров НПИ в форме неупорядоченного каталожного списка до 15800, снижение их в форме упорядоченного полноформатного электронного представления с 328 до 134 и ликвидацией в форме упорядоченного полноформатного электронного представления. Такие разнонаправленные тенденции, видимо, объясняются, с одной стороны, актуальностью НПИ в период пандемии, с другой стороны, сложностью сопровождения на сайте из-за отсутствия методического руководства со стороны Минобрнауки и Минсельхоза.

Таким образом, исследования подтвердили предположение, что пандемия вызовет появление новых цифровых инструментов в части дистанционного обучения и публикационной активности, однако реализация их вызывает много вопросов к технологиям проектирования и внедрения этих систем, к слабой методологической роли Минобрнауки и Минсельхоза, противоречащим основным принципам цифровизации общества.

Прежде всего, несистемный подход к внедрению большого количества ЭБС, онтологически никак несвязанных друг с другом, дублирующих контент, ведет к значительным финансовым издержкам ВУЗов и государства, отдаляет перспективу формирования некоторого структурированного информационного интернет-пространства научно-образовательных ресурсов, выполняющего триединую роль: поддержка научных исследований, повышение уровня образования (порой переподготовкой) для всех слоев населения, эффективная система трансфера научно-образовательных знаний в экономику за счет неограниченного доступа к данным знаниям не только традиционным пользователям в лице научных работников, студентов и преподавателей, но и будущим абитуриентам и работодателям, госорганам, товаропроизводителям, бизнесу, менеджменту, другим категориям населения [2, 3, 4, 5].

Существующий же ход цифровой трансформации ВУЗов порождает дезинтеграционные технологии представления ИНОР перечисленным выше пользователям. Отличительной чертой такого цифрового перехода в мире является формирование открытого информационного общества, когда знания, информация становятся доступны для широкого круга пользователей. Например, Южная Корея считает, что для ускорения темпов роста экономики необходимо создать открытое общество, когда все инновации, почти вся информация должна быть открыта для всего общества на базе интернет. Понятно, что такая концепция потребует интеграции, как информационных ресурсов (ИР), так и информационных систем (ИС) [6].

Это достигается путем формирования стандартов на представление ИР, функции управления, а также путем комплексного подхода к проектированию, разработке и внедрению ИС, подготовке соответствующих специалистов [7, 8]. О затратности такого подхода можно судить из примера, приведенного на конференции по цифровизации вузовских библиотек в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина в 2019 г., в котором приводятся данные о финансировании государством оцифровки библиотек без анализа и планирования процесса, когда оцифровываются некоторые книги по сотне раз в каждом ВУЗе. Анализ состояния и объемов аграрных ИНОР, представленных в интернет-пространстве, показал, что совершенствование представления дистанционного обучения и публикационной активности идет в ущерб остальным видам представлений знаний, что также не способствует созданию современной конкурентной научно-образовательной среды.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-07-00836 "Научные основы формирования единой цифровой платформы (единого информационного интернет-пространства) аграрных научно-образовательных ресурсов на основе математического моделирования".

Sources:

1. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. Методика оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов. М.: Аналитик, 2017.
2. Меденников В.И. Цифровая платформа научно-образовательных ресурсов как составная часть цифровой экосистемы АПК // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 1. С. 93-100. DOI: 10.53988/24136573-2021-01-08. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/202101/8.
3. Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами // Открытое образование. 2017. Т.21. №2. С. 88-96.
4. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. Модели и методы формирования единого информационного интернет-пространства аграрных знаний. М.: ГУЗ, 2014.
5. Худякова Е.В., Горбачев М.И., Кушнарёва М.Н., Бондаренко А.М., Качанова Л.С. Моделирование бизнес-процессов на предприятиях АПК: учебник. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2020. – 172 с.
6. Худякова Е.В., Горбачев М.И., Кушнарёва М.Н. Факторы эффективности глобализации цифровой платформы агробизнеса // Санкт-Петербург: Сборник тезисов выступлений «Управление бизнесом в цифровой экономике». Под общей редакцией И.А. Аренкова, М.К. Ценжарик, 2019. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург). – С. 22-25.
7. Худякова Е.В., Степанцевич М.Н., Горбачев М.И., Череватова Т.Ф. Развитие цифровых компетенций специалистов агропромышленного комплекса на основе решений 1С // Материалы Национальной (Всероссийской) научной конференции Института агроинженерии. – Челябинск: Издательство: Южно-Уральский государственный аграрный университет (Троицк). –2021. – С. 93-98.
8. Степанцевич М.Н., Горбачев М.И., Кудинов И.А. Этапы цифровизации системы подготовки аграрных специалистов // М.: Материалы Всероссийской конференции молодых исследователей «АГРАРНАЯ НАУКА - 2022». Издательство: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. – 2022. – С. 1750-1752.

References:

1. Medennikov V.I., Muratova L.G., Salnikov S.G. Methodology for evaluating the effectiveness of the use of information scientific and educational resources. Moscow: Analytik, 2017.
2. Medennikov V.I. Digital platform of scientific and educational resources as an integral part of the digital ecosystem of the agro-industrial complex // Risk management in the agro-industrial complex. 2021. Issue 1. pp. 93-100. DOI: 10.53988/24136573-2021-01-08.
3. Zatsarinny A.A., Shabanov A.P. System aspects of management technology of scientific and educational services // Open education. 2017. Vol.21. No. 2. pp. 88-96.
4. Medennikov V.I., Muratova L.G., Salnikov S.G. Models and methods of forming a unified information Internet space of agrarian knowledge. Moscow: GUZ, 2014.
5. Khudyakova E.V., Gorbachev M.I., Kushnarova M.N., Bondarenko A.M., Kachanova L.S. Modeling of business processes at the enterprises of the agro-industrial complex: a textbook // St. Petersburg: Lan Publishing House, 2020. - 172 p.
6. Khudyakova E.V., Gorbachev M.I., Kushnareva M.N. Efficiency Factors of Globalization of the Digital Agribusiness Platform // St. Petersburg: Collection of theses of speeches "Business management in the digital economy". Under the general editorship of I.A. Arenkova, M.K. Tsenzharik, 2019. Publisher: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (St. Petersburg). - P. 22-25.
7. Khudyakova E.V., Stepantsevich M.N., Gorbachev M.I., Cherevatova T.F. Development of digital competencies of specialists of the agro-industrial complex based on 1C solutions // Materials of the National (All-Russian) Scientific Conference of the Institute of Agricultural Engineering. - Chelyabinsk: Publisher: South Ural State Agrarian University (Troitsk). -2021. – P. 93-98.
8. Stepantsevich M.N., Gorbachev M.I., Kudinov I.A. Stages of digitalization of the system for training agricultural specialists // M.: Proceedings of the All-Russian Conference of Young Researchers "AGRARIAN SCIENCE - 2022". Publisher: Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy im. K.A. Timiryazev. - 2022. - P. 1750-1752.

All illustrations of the article:

bottom of page