УДК
in process
DOI
in process
Используйте это описание для цитирования:
Cite this article as:
Худашова, А. И. Управленческий контроль обычной деятельности предприятия / А. И. Худашова // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 4. – С. 106-114.
Hudashova AI (2016) Managerial control of the ordinary activities of the enterprise. Agricultural Risk Management 4:106-114.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Худашова А.И.
Управленческий контроль обычной деятельности предприятия
Худашова Анастасия Ивановна – студент, кафедра «Экономика и кооперация», Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: nastya.hud@yandex.ru
Аннотация
Представлены и обоснованы эффективные подходы к структурированию управленческого контроля как эффективного инструмента управления обычной деятельности хозяйствующего субъекта. Также рассмотрены вопросы формирования контрольных процедур и методологическая связь с внутренним аудитом.
Ключевые слова
Управленческий учет; управленческий контроль; бюджетный процесс; контрольная процедура; промышленное предприятие.
Hudashova A.I.
Managerial control of the ordinary activities of the enterprise
Anastasija I. Hudashova – Student, Department of Economics and Сooperation, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail:nastya.hud@yandex.ru
Annotation
Effective approaches to structuring administrative control as effective instrument of management of usual activity of an economic entity are developed and evidence-based. Questions of formation of control procedures and methodological connection with internal audit are also considered.
Keywords
Management accounting; administrative control; budgetary process; control procedure; industrial enterprise.
Текст статьи
Эффективность управления современным промышленным предприятием неразрывно связана с совершенствованием учетных инструментов, в числе которых одним из наиболее востребованных практиками является управленческий учет. Необходимо отметить, что управленческий учет является одной из ключевых составляющих не только бухгалтерского учета, но и системы управления затратами и результатами хозяйствующего субъекта, методологически основанной на применении приемов и способов наблюдения, сбора, аккумулирования и обработки сведений, возникающих в процессе обычной деятельности [1].
Согласно мнению ведущих ученых-бухгалтеров, в соответствии с принятыми структурой и функциями бухгалтерского учета многих предприятий, управленческий учет инкорпорирует в свой состав подсистему управленческого контроля. Вместе с тем методология управленческого контроля, модель его практического воплощения и эффективность использования остаются одной из проблем, до конца не решенных на текущем этапе развития современного отечественного учета.
Нерешенность проблемы управленческого контроля во многом объяснима отсутствием четко сформулированных целей, задач и общепринятой методологии их решения, обязательной перманентности и должного уровня качества выполнения предусмотренных процедур. Нередко на практике контрольный процесс «запускается» от случая к случаю, без заранее проработанной и документированной последовательности действий [2].
Следовательно, управленческий контроль, реализуемый в рамках системы управленческого учета, должен быть основан на комплексной реализации процесса перманентного наблюдения за состоянием обычной деятельности со стороны ответственных лиц и ориентирован на решение следующих проблем:
• своевременное выявление и документирование вносимых изменений в количественные параметры запланированных показателей обычной деятельности и возникающих отклонений от них;
• прогнозирование рисков возникновения негативных отклонений;
• проверку обоснованности, полноты и своевременности актуализации запланированных показателей обычной деятельности;
• определение «виновников» и причин, вызывающих эти события;
• проверку качества формируемой управленческой документации (планово-нормировочной, отчетной, методической и т. п.).
Ключевой целью управленческого контроля является предоставление информации, способствующей успешному выполнению управленческим персоналом своих функциональных обязанностей, прежде всего связанных с обеспечением лиц, принимающих решения, аналитическими материалами и рекомендациями, проведением необходимого обучения и консультаций. Результаты проводимой работы обеспечивают формирование контрольной среды, выстраиваемой с учетом особенностей принятых на предприятии стиля управления, корпоративной культуры и системы ценностей [3].
В этих условиях, по нашему мнению, вполне обоснованными выглядят такие требования к реализации процесса управленческого контроля, как:
• непрерывность выполнения контрольной работы;
• системность охвата объектов контролируемого пространства;
• независимость и беспристрастность выполнения контрольных процедур;
• конфиденциальность;
• оперативное реагирование на все события обычной деятельности;
• профессиональная компетентность;
• поддержание должного уровня качества контрольной информации;
• проверка распределения ответственности между субъектами управления и т. п.
«Несущей конструкцией» контрольной работы в системе управленческого учета является контрольная процедура, представляющая комплекс взаимосвязанных последовательных операций, обеспечивающих своевременное и максимально точное количественное измерение и документальное отражение изменений и отклонений состояния обычной деятельности от нормативно заданного уровня. Мы предлагаем разделить контрольные процедуры на два вида: превентивные и итоговые [4].
Превентивные процедуры предполагают набор последовательных мероприятий, смыслом которых является создание условий или выполнение «точечных» действий, способствующих предотвращению негативных отклонений или изменений непродуктивного характера, в том числе вследствие ошибок или недобросовестных действий управленческого персонала [5, 6].
Итоговые процедуры реализуются по факту выполнения хозяйственных операций или окончания отчетного периода хозяйственной жизни предприятия и предполагают в качестве ключевых операций сверку представленных данных, сравнение заданных и зафиксированных значений показателей состояния обычной деятельности, проверку соблюдения принятого порядка документирования, сквозные проверки соответствия результатов отчетных документов и первичных сведений и т. п.
Исходя из сформулированных выше условий и задач контрольного процесса, нам представляется, что в состав процедур исследуемого процесса следует включить:
• фиксирование, типизацию и систематизацию возникающих отклонений, изменений и причин, их инициировавших (например, пониженное качество ресурсов или сбои в их поставках, низкая квалификация персонала, изношенность оборудования);
• отражение в специальных контрольно-учетных регистрах повторно возникающих негативных отклонений, непродуктивных изменений и факторов, влияющих на их возникновение;
• проверку фактов реагирования «виновников» на результаты контрольной работы (например, проверка фактов устранения причин отклонений от норм времени выполнения технологических операций основными производственными рабочими);
• мониторинг качества ведения (актуализации) нормативной базы затрат и подготовки необходимых первичных документов;
• передачу необходимой информации, формируемой по результатам контроля, ответственным лицам;
• обучение и вовлечение работников центров ответственности в контрольный процесс и привитие навыков самоконтроля своей профессиональной деятельности.
Организационно-управленческий контроль необходимо проводить на основе утвержденного руководством предприятия плана и выстраивается на основе строго регламентированной последовательности выполнения контрольных процедур.
Ключевым показателем эффективности реализации управленческого контроля является уровень рисков возникновения негативных отклонений (прежде всего невыполнения норм расходования ресурсов, плановых и бюджетных заданий), а также рисков возникновения объективной необходимости внесения изменений непродуктивного характера. Сведения о высоком уровне рисков или возможности их возникновения должны быть незамедлительно представлены лицам, ответственным за принятие решений [7].
Основным источником информации процесса управленческого контроля является управленческая (внутренняя) отчетность. В этой связи особую актуальность, как уже отмечалось выше, приобретает проведение контроля качества отчетов (отчетов об исполнении бюджетов, плановых и нормативных калькуляций) как на стадии их формирования, так и при подведении итогов отчетного периода [8].
Средства осуществления подобного контроля зависят от специфики хозяйствующего субъекта, особенностей его корпоративного менеджмента и поставленных перед ним задач. В число инструментов системного контроля качества отчетной документации в том числе входят:
• проверка соблюдения установленных форм документов;
• оценка соответствия проведенных хозяйственных операций, отраженных в отчетности, статьям бюджета;
• арифметические проверки, проводимые путем пересчета итоговых сумм;
• проверка правильности методики составления документов;
• встречная проверка, осуществляемая сличением содержания хозяйственных документов с идентичными данными в центрах ответственности и у контрагентов;
• проверка соответствия бюджету временных параметров проведения хозяйственных операций и т. д.
Исследуя проблему конфигурирования управленческого контроля, нельзя не отметить его важную функцию: контроль исполнения бюджетов обычной деятельности предприятия (бюджетный контроль) [9]. Данная функция имманентно увязывает ответственность исполнителей с требованиями учетной политики и способствует:
• оптимизации системы ключевых показателей эффективности применительно к специфике каждого центра ответственности и предприятия в целом;
• структурированию процедур быстрого и эффективного реагирования на изменения экономической среды;
• совершенствованию методологии бюджетного процесса;
• обоснованной корректировке бюджетов в целях возмещения возникших существенных негативных отклонений;
• разработке и реализации системы разумной экономии ресурсов;
• поиску «точек роста» обычной деятельности.
Бюджетный контроль организации тесно связан с проведением внутреннего аудита, предполагающего системное изучение управленческой отчетности, в том числе:
• на предмет соответствия обычных видов деятельности корпоративным и локальным целям предприятия;
• в целях проверки правильности ведения учета и контроля доходов и расходов;
• для формирования объективной оценки продуктивности работы менеджмента и центров ответственности;
• для количественного измерения результатов проведения запланированных мероприятий по обеспечению экономичности затрат и т. д [10].
Выводы. Таким образом, внутренний аудит предполагает использование управленческой отчетности для изучения текущего состояния материальных, трудовых, финансовых и иных видов ресурсов предприятия; нематериальных активов, связанных с обеспечением эффективности обычной деятельности (например, брендов, отношенческого и организационного видов капитала). Одним из методов внутреннего аудита является проведение постатейной сквозной проверки бюджета, предполагающей установление обоснованности «логической цепочки», связывающей бюджетные статьи, методы и источники их формирования [11].
Со стороны руководства и учредителей предприятия должно осуществляться постоянное наблюдение за функционированием рассматриваемой подсистемы в целях оценки ее соответствия поставленным перед ней задачам; выявление недостатков; разработка предложений и осуществление контроля выполнения принятых решений.
Источники:
1. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2011. 306 с.
2. Пивкин С.А. Универсальные виды деятельности как центры затрат предприятия // Управленческий учет. 2011. № 9. С. 39-49.
3. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2009. 480 с.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. М.: Проспект, 2006. 448 с.
5. Пуляев Н.Н., Коротких Ю.С. Мотивационные аспекты управления учебным заведением // Символ науки. – 2016. № 5. С. 180-182.
6. Рассказова-Николаева С.А., Шебек С.В., Николаев Е.А. Управленческий учет для студентов и менеджеров: учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. 350 с.
7. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. М.: ЛКИ, 2008. 304 с.
8. Мизиковский И.Е. Генезис управленческого учета на отечественных предприятиях. М. : Экономист, 2006. 199 с.
9. Мизиковский И.Е., Пивкин С.А. Совершенствование методики калькулирования проектной себестоимости продукции судостроения // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2013. № 1–1. С. 238–240.
10. Мизиковский И.Е. Маржинальный подход к попроцессному учету затрат и калькулированию себестоимости продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 42 (207). С. 14–18.
11. Мизиковский И.Е. Технология и организация управленческого учета на предприятии. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2005. 150 с.
References:
1. Ivashkevich V.B. Buhgalterskij upravlencheskij uchet: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Magistr, 2011. 306 p.
2. Pivkin S.A. Universal'nye vidy dejatel'nosti kak centry zatrat predprijatija // Upravlencheskij uchet. 2011. № 9. Pp. 39–49.
3. Sapozhnikova N.G. Buhgalterskij uchet: uchebnik dlja vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: KnoRus, 2009. 480 p.
4. Kondrakov N.P. Buhgalterskij (finansovyj, upravlencheskij) uchet: uchebnik. Moscow: Prospekt, 2006. 448 p.
5. Puljaev N.N., Korotkih Ju.S. Motivacionnye aspekty upravlenija uchebnym zavedeniem // Simvol nauki. 2016. № 5. Pp.. 180-182.
6. Rasskazova-Nikolaeva S.A., Shebek S.V., Nikolaev E.A. Upravlencheskij uchet dlja studentov i menedzherov: uchebnoe posobie. Sankt-Petersburg: Piter, 2013. 350 p.
7. Nikolaeva O. E., Alekseeva O. V. Strategicheskij upravlencheskij uchet. Moscow: LKI, 2008. 304 p.
8. Mizikovskij I.E. Genezis upravlencheskogo ucheta na otechestvennyh predprijatijah. Moscow: Ekonomist, 2006. 199 p.
9. Mizikovskij I.E., Pivkin S.A. Sovershenstvovanie metodiki kal'kulirovanija proektnoj sebestoimosti produkcii sudostroenija // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I.Lobachevskogo. 2013. № 1–1. Pp.. 238–240.
10. Mizikovskij I.E. Marzhinal'nyj podhod k poprocessnomu uchetu zatrat i kal'kulirovaniju sebestoimosti produkcii // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2010. № 42 (207). Pp.14-18.
11. Mizikovskij I.E. Tehnologija i organizacija upravlencheskogo ucheta na predprijatii. Nizhniy Novgorod: Izdatel'stvo NNGU, 2005. 150 p.
Все иллюстрации статьи | All visuals of paper