top of page

УДК

338.439.01

DOI

10.53988 /24136573-2021-04-04

Используйте это описание для цитирования: 

Cite this article as:

Кузьмин В.Н., Мишуров Н.П. Моторин О.А., Подъяблонский П.А., Скрынникова М.В. Перспективы развития информационно-аналитической системы НТОР-СХ // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 42. С. 36-45. DOI: 10.53988/24136573-2021-04-04

Kuzmin V.N., Mishurov N.P., Motorin O.A., Podyablonsky P.A., Skrynnikova M.V. Prospects for the development of the NTO-CX information and analytical system // Agricultural Risk Management, 2021, Vol. 42, pp. 36-45. DOI: 10.53988/24136573-2021-04-04

Технические, экономические науки
Technical, economic sciences
КУЗЬМИН В.Н., МИШУРОВ Н.П., МОТОРИН О.А., ПОДЪЯБЛОНСКИЙ П.А., СКРЫННИКОВА М.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НТОР-СХ

Кузьмин Валерий Николаевич – доктор экономических наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: kwn2004@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 4217-9412

Мишуров Николай Петрович – кандидат технических наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: mishurov@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 4341-2829

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096–8796

Подъяблонский Павел Александрович – кандидат юридических наук, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: fgnu@rosinformagrotech.ru
SPIN-код РИНЦ: 3184-1469

Скрынникова Мирослава Васильевна – кандидат географических наук, ФГБНУ «Росинформагротех», Московская область, Россия.
Email: fntp-mcx@ya.ru
SPIN-код: 1558-0010

Аннотация

Статья имеет своей целью представить перспективы развития информационно-аналитической системы НТОР-СХ, являющейся основным цифровым инструментом по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Авторами изложена текущая архитектура системы, включающая платформенные и тематические модули. Представлены результаты анализа технической и правовой документации по системе. Вынесены на обсуждение перспективные решения по доработке текущего функционала и созданию новых функциональных возможностей. Работа имеет прикладное назначение и направлена на улучшение технического задания по развитию системы.

Ключевые слова

ФНТП, информационные системы, ИАС НТОР-СХ, подпрограммы, научно-техническое развитие, функциональные требования, техническое задание, цифровая трансформация государственного управления.

V. N. KUZMIN, N. P. MISHUROV, O. A. MOTORIN, P. A. PODYABLONSKY, M. V. SKRYNNIKOVA

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NTO-CX INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM

Valeriy N. Kuzmin – Doctor of Technical Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: kwn2004@mail.ru

Nikolay P. Mishurov – Candidate of Technical Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow Region, Russia.
Email: mishurov@rosinformagrotech.ru

Oleg A. Motorin – Candidate of Political Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: ol.motorin@gmail.com

Pavel A. Podyablonsky – Candidate of Law Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: fgnu@rosinformagrotech.ru

Miroslava V. Skrynnikova– Candidate of Geographical Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution «Rosinformagrotech», Moscow region, Russia.
Email: fntp-mcx@ya.ru

Annotation

The article aims to present the prospects for the development of the NTOR-CX information and analytical system, which is the main digital tool for the implementation of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025. The authors describe the current architecture of the system, including platform and thematic modules. The results of the analysis of technical and legal documentation on the system are presented. Promising solutions to refine the current functionality and create new functionality have been put up for discussion. The work has an applied purpose and is aimed at improving the terms of reference for the development of the system.

Keywords

FSTP, information systems, IAS NTOR-CX, subprograms, scientific and technical development, functional requirements, terms of reference, digital transformation of public administration.

Текст статьи

ИАС НТОР-СХ имеет два функциональных блока: тематический, которому соответствуют подсистемы в привязке к отраслевой направленности конкретной подпрограмме, и платформенный, в который входят технические и обеспечивающие подсистемы (нормативно-справочная информация (НСИ), хранение, интеграция), интерфейсы пользователей и мониторинговый модуль. В то же время из проектной документации не в полной мере ясно, насколько обозначенные в ФНПТ требования к отдельным задачам нашли свое решение в Системе, в особенности, те задачи, которые связаны с реализацией общих подходов к управлению проектными и отраслевыми рисками [1].
Структура программного обеспечения ИАС НТОР-СХ согласно технической документации, размещенной в открытых источниках, на текущий момент состоит из следующих модулей и компонентов [4]:
• модуль «Оперативный мониторинг подпрограмм», включающий в себя компоненты «Оперативный мониторинг» и «Планирование и реализации подпрограмм»;
• модуль «Внутренний портал», включающий в себя компоненты «Экспертиза заявок», «Оценка плановых показателей», «Экспертиза отчетных материалов»;
• модуль «Внешний портал», включающий в себя компоненты «Личный кабинет участника» и «Администрирование»;
• модуль «Интеграция»;
• модуль «Нормативно-справочная информация»;
• модуль «Хранилище данных».
• Модуль интеграции обеспечивает взаимодействие модулей «Оперативный мониторинг Подпрограмм» и «Внешний портал».

Главные ценностные блоки Системы – тематические подсистемы (рис. 1).

Это логические подсистемы ИАС НТОР-СХ, основанные на функциональных возможностях платформы ИАС НТОР-СХ, различающиеся между собой особенностями настройки объектов ИАС НТОР-СХ и определяющиеся отраслевой спецификой подпрограмм и КНТП.

Согласно документации, функциональные возможности информационно-аналитической системы НТОР-СХ покрывают потребности пользователей Системы по основным видам деятельности, возникающим у них в процессе выполнения требований нормативных правовых актов по участию в отборах для реализации комплексных научно-технических проектов ФНТП, сдаче квартальной отчетности.

В то же время, анализ функциональности пользовательских элементов в веб-сервисе Системы на уровне дирекции ФНТП и заказчиков КНТП, проведенный авторами в ходе исследования, показал, что в выполненных в 2018-2020 гг. работах, наблюдается определенная неполнота реализации функционала, что обуславливает необходимость доработки Системы.

В частности, не в полной мере реализован механизм регистрации и авторизации участников системы посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Требует улучшения механизм создания подпрограмм, заявочных кампаний внутри подпрограмм. Механизм подачи заявок на участие и подачи квартальных отчетов в соответствие с новыми нормативно-правовыми актам имеет нарушения целостности и доступности, автосохранения введенных данных.

В целом, по итогам исследования, представляются наиболее значимыми проведение следующих работ и задач, планирование и реализация которых следует предусмотреть функциональному и техническому заказчикам при разработке нового технического задания на развитие ИАС НТОР-СХ:
• разработка функционала самостоятельного оформления и подачи заявки заявителем с использованием электронной цифровой подписи;
• разработка модуля оперативного мониторинга, который в автоматизированном режиме выводит данные о реализации в интерфейсе системы (по проектам, подпрограммам, программе) и вывода выходного отчета на печать;
• разработка модуля оценки рисков, который в автоматизированном режиме выводит данные о реализации в интерфейсе системы (по проектам, подпрограммам, программе в целом, по регионам);
• разработка модуля аналитики и отчетности, который позволит получать оперативный доступ к аналитическим данным для перехода к использованию ИАС- НТОР-СХ в качестве учетной к системе поддержке принятия решений;
• создание новых пользовательских ролей - Внешние эксперты (функция «Разработка информационной инфраструктуры экспертного сообщества» согласно Постановлению 996;
• интеграция с системами ГИИС ЭБ, АИС НСИ, СМЭВ, СМ ПБ.
• создание отраслевой базы знаний и обмен данными с другими информационными системами Минсельхоза России и иными научными платформенными решениями, с учетом уже созданных сервисов [18].

Разработанные предложения учтены в Техническом задании на выполнение работ по развитию ИАС НТОР-СХ в 2022-2024 гг.

Особо важны предложения по развитию функциональных требований относительно компонента «Оценка плановых показателей», в рамках которого реализуется одна из функций риск-ориентированного подхода в Системе и ФНТП и с помощью которой на текущий момент может быть реализована система принципов управления ФНТП на основе риск-менеджмента[2].

Предусматривается, что пользователи с ролью «Дирекция» должны иметь возможность просмотра и редактирования формы «Классификатор рисков КНТП» со следующими полями: «Риск», «Критерии осуществления риска», «Влияние риска на показатель проекта» и другими объектами, отвечающими риск-ориентированному подходу [3].

Пользователи с ролью «Заказчик КНТП» должны иметь возможность просмотра и редактирования формы «Оценка уровня риска» со следующими полями: «Проект», «Риск КНТП», «Оценка вероятности риска», «Оценка влияние риска». Переход в форму «Оценка уровня риска» осуществляется из формы «Квартальный отчет». При этом целесообразно, чтобы разрабатываемый риск-ориентированный функционал в модулях учитывал в перспективе не только проблематику оценки рисков КНТП, подпрограмм и ФНТП в целом, но также позволял развернуть по мере возможностей функциональные возможности для управления рисками на всем жизненном цикле соответствующих объектов автоматизации [15; 16].

Формируемые заказчиками КНТП собственные оценки риски должны быть интегрированными в единую оценку риска подпрограмм. Это обуславливает функциональную возможность ежеквартального расчета интегральной оценки уровня риска на основе формы «Оценка уровня риска». Рассчитанные интегральные оценки уровня риска должны быть доступны пользователям с ролями «Дирекция», «Мониторинговый центр», «Член экспертной группы», «Минсельхоз России».

Для пользователей с ролями «Дирекция», «Мониторинговый центр», «Член экспертной группы» должен быть реализован аналитический отчет «Оценка уровня риска проекта», содержащих сводную информацию из форм «Оценка уровня риска» по выбранной пользователем подпрограмме. Должна быть обеспечена возможность перехода к форме «Проект» из аналитического отчета.

Для пользователей с ролями «Дирекция», «Мониторинговый центр», «Член экспертной группы» должен быть реализован аналитический отчет «Оценка уровня риска подпрограммы», содержащих сводную информацию из форм «Оценка уровня риска» по выбранной пользователем подпрограмме. Должна быть обеспечена возможность перехода к форме «Проект» из аналитического отчета.

В целях разработки функциональных требований разрабатывается проект Положения о государственной информационной системе «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства», который может быть использован государственным координатором ФНТП. Подготовка проекта Положения проведена в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными стандартами, регулирующими предметную область создания и эксплуатации государственных информационных систем.
Разрабатываются формы и форматы сведений и информации, представляемых поставщиками информации в Систему при проведении отбора КНТП для участия в подпрограммах, при направлении отчетов о ходе выполнения КНТП со стороны заказчиков КНТП в рамках подпрограммах. Оценочно документы по проекту будут подготовлены во 2 квартале 2022 года.

Формы и форматы сведений и информации, необходимых при подготовке м направления в совет ФНТП и государственному координатору ФНТП поквартального ситуационного анализа выполнения КНТП, а также годовых отчетов о реализации подпрограмм и ФНТП в настоящее время находятся в динамичном развитии и определяются в существенной мере спецификой КНТП. Накопление данных и обратной связи от пользователей Системы позволит в дальнейшем выделить наиболее значимые формы и форматы сведений и информации и перейти к автоматизации управления данными с ними связанных. В конечном счете, это позволит выполнить те задачи Системы, которые сформулированы в ФНТП в контексте применения риск-ориентированных подходов [6], ибо применение риск-методологии предполагает применение прежде всего количественных методов анализа и оценки рисков, разработки на основе полученных результатов объективных мер реагирования на существующие и прогнозируемые риски ФНТП, подпрограмм и КНТП.

Таким образом текущий функционал ИАС НТОР-СХ в значительной мере отвечает задачам, поставленным перед Системой. В то же время следует отметить, что часть функционала Системы может быть реализована исключительно по мере накопления данных о ходе реализации проектов и подпрограмм и учитывать фундаментальные взаимосвязи с процессами цифровой трансформации национальной экономики в целом и сельского хозяйства в частности [5]. Изложенная в настоящей работе часть функциональных требований могут существенно усилить востребованность Системы и принести практическую пользу для реализации ФНТП. Часть процессов, осуществляемых в рамках деятельности участников ФНТП, нуждается в дополнительных конкретных исследованиях и формировании по их результатам соответствующих частных функциональных требований, которые следует воплотить в техническом задании на развитие Системы в рамках, очевидно, поэтапного создания новых подсистем.

Источники:

1. Моторин, О. А. Функциональные возможности информационно- аналитической системы НТОР-СХ / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. 2021. Вып. 40 С. 47-55. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-04
2. Принципы управления научно-техническим развитием сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов / В. Н. Кузьмин, Н. П. Мишуров, О. А. Моторин [и др.] // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 3(41). – С. 9-15. – DOI 10.53988/24136573-2021-03-01. – EDN ZUHFEC.
3. Рагулина, Ю. В. и др. Управление рисками в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации: монография. М.: КноРус, 2019.
4. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2017-2025 годы. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (дата обращения: 30.10.2021).
5. Цифровая трансформация научно-технического развития сельского хозяйства и его нормативное обеспечение / В. Н. Кузьмин, Н. П. Мишуров, О. А. Моторин [и др.] // Управление рисками в АПК. – 2021. – № 3(41). – С. 50-64. – DOI 10.53988/24136573-2021-03-05. – EDN KGFEMP.
6. Подъяблонский, П.А. Анализ задач развития Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в призме риск-ориентированных подходов / П.А. Подъяблонский, Н.П. Мишуров, В.Н. Кузьмин, О.А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2020. – № 38. – С. 33-48. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.

References:

1. Federal scientific and technical program for the development of agriculture in the Russian Federation for 2017-2025. https://fntpmcx.ru/content/files/documents/Postanovlenie_Pravitelstva_RF_№_996.rtf (date of access: 06/30/2021).
2. Motorin O.A. Functionality of the information and analytical system NTOR-SH // Agricultural Risk Management. 2021. Issue. 40. P. 47-55. DOI: 10.53988/24136573-2021-02-04
3. Ragulina, Yu. V. et al. Agricultural Risk Management in the context of digital transformation: monograph. M.: KnoRus, 2019.
4. Digital transformation of scientific and technical development of agriculture and its regulatory support / V. N. Kuzmin, N. P. Mishurov, O. A. Motorin [et al.] // Agricultural Risk Management. – 2021. – № 3(41). – Pp. 50-64. – DOI 10.53988/24136573-2021-03-05. – EDN KGFEMP.
5. Principles of management of scientific and technical development of agriculture in the prism of risk-oriented approaches / V. N. Kuzmin, N. P. Mishurov, O. A. Motorin [et al.] // Agricultural Risk Management. – 2021. – № 3(41). – Pp. 9-15. – DOI 10.53988/24136573-2021-03-01. – EDN ZUHFEC.
6. Podyablonsky, P.A. Analysis of the development tasks of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of agriculture in the prism of risk-oriented approaches / P.A. Podyablonsky, N.P. Mishurov, V.N. Kuzmin, O.A. Motorin // Agricultural Risk Management. – 2020. – No. 38. – Pp. 33-48. – DOI 10.53988/24136573-2020-04-03.

Все иллюстрации статьи | All visuals of paper

bottom of page